Ритм и темп текста в копирайтинге: просто о сложном

Плохой текст или хороший во многом решает его ритм. Нет, я не принижаю роль других параметров качества, но ритм – тема особая. Правильное чередование слов, предложений и абзацев заставляет читателя скользить по тексту статьи не хуже горки Шугермана. И это отлично! И возникает вопрос: можно ли задать нужный ритм текста технически? Или для этого нужно обладать определенным талантом?

Что такое ритм и темп текста

Ритм текста – это чередование предложений, слов и даже слогов в определенной последовательности.

Теме ритмичности в литературе посвящено много исследований. Цитаты «классиков» учат правильно работать с прозой, уделять структуре текста особое внимание.

Рассуждения Константина Паустовского о ритме в текстах:

Паустовский: ритм текста

Яркая демонстрация ритма текста из книги «1985» – пример от Гари Провоста:

Гари Провост: ритм текста

Собственно, на этой цитате можно и закончить изучение ритмичности текста. Все уже понятно и без дополнительных комментариев. Чередуйте фразы по длине, избегайте монотонности, добивайтесь гармоничной структуры, и наступит счастье.

Но все же давайте остановимся на технических моментах создания ритмичного текста. Ведь лучшее понимание материала поможет выйти за рамки механического подхода и научит писать, действительно, классные статьи.

Структура ритмичного текста

Слоги, слова и предложения задают ритм. Их правильное чередование позволяет писать настоящие шедевры – как поэтические, так и в прозе. И речь не только о художественной литературе. Кроме того, на темп текста влияет симметричность и структура строк, их длина.

Ритм текста в копирайтинге

Что поможет хорошему автору в создании читабельного текста:

  1. «Рваный ритм». Пример рваного ритма представлен как раз в цитате из книги «1985» и демонстрирует нам, как именно надо чередовать предложения.
  2. Ударные слова. Ударные слова – точки перемены ритма. Запоминаются на уровне эмоций и подсознания, так как именно их в тексте мы всегда выделяем интонационно.
  3. Контроль «воды», «канцелярщины». В бессмысленных словах вязнет сознание. Читать и понимать текст сложно.
  4. «Тире». Этот знак препинания лучше всего воспринимается при чтении и потому отлично подходит для разбивки протяженных предложений. С помощью тире удобно создавать точки симметрии в предложении и выделять акценты.
  5. Чередование абзацев. Абзацы разной длины также регулируют темп текста.
  6. «Микровзрывы». Под этим термином понимают цитаты, выделенные информационные блоки, абзацы из одного слова. Любой контент, визуально выделяющийся из массива текста, привлекает внимание читателя и заставляет сосредоточиться на материале.

«Рваный ритм»: как чередовать предложения

Держать читателя в тонусе помогает переменчивость предложений. Длинных. Средних. Коротких.

Для понимания:

  • Длинные предложения – более 10 слов.
  • Средние строки – 5-10 слов.
  • Короткие фразы – 1-4 слова.

Оптимальный ритм у каждого автора свое. Но есть несколько рекомендованных схем:

  1. не более трех предложений одной группы подряд;
  2. два длинных предложения, короткое, очень короткое.
Ритм текст

Правила создания ритмичного текста

Из всего перечисленного выше выделю три важных совета по структуре текста:

  1. Чередование предложений разной длины по любой удобной схеме.
  2. Списки – обязательно. Нумерованные и маркированные перечисления не только улучшают структуру текста, но и служат теми необходимыми ударными точками, которые читатель воспринимает лучше всего. Стандартная структура списка: слово-акцент и четкая расшифровка.
  3. Подзаголовки. Точки разрыва текста. Служат для структурирования материала и «пробуждения» читателя при изучении длинных текстов.

Ритм без ритма

Не все авторы следуют рекомендациям о «правильном» темпе текста. Но это не мешает им создавать настоящие шедевры – отличные статьи и величайшие художественные произведения. Подозреваю, что Л.Н. Толстой даже не думал о «длинных-коротких-очень коротких» предложениях, но его «Война и Мир» – все равно классика. В чем же дело?

Дело в том, что ритм – это не только чередование предложений, абзацев и акцентов в тексте, это еще и правильная последовательность слогов. Да, как в стихах. Но поэтам проще. Строфы в поэтических произведениях имеют небольшую длину и для поддержания нужного темпа усилия нужны небольшие.

С прозой сложнее.

Тут важно иметь языковое чутье и хороший ритмический слух. Уметь слышать ударные слоги. Талант необходим тоже, но в минимальной степени. В создании хорошего контента помогут:

  • книги хороших авторов – чтение классики развивает языковое чутье;
  • чтение собственных статей вслух – сразу находятся неудачные предложения, сбитый ритм, перегруженные фразы;
  • создание собственных дисциплинарных рамок – Сергей Довлатов, например, следовал правилу «в предложении каждое слово начинается с другой буквы».

Интересна выдержка из письма самого Довлатова на эту тему:

Подводим итоги: текст не должен быть монотонным, непрерывным, долгим. В нем должен присутствовать ритм, но автор вправе сам выбирать способ подачи материала. Структура помогает следовать ритму, создает точки интонационного разрыва.

Собственно, всё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.