Плохой текст или хороший во многом решает его ритм. Нет, я не принижаю роль других параметров качества, но ритм – тема особая. Правильное чередование слов, предложений и абзацев заставляет читателя скользить по тексту статьи не хуже горки Шугермана. И это отлично! И возникает вопрос: можно ли задать нужный ритм текста технически? Или для этого нужно обладать определенным талантом?
Что такое ритм и темп текста
Ритм текста – это чередование предложений, слов и даже слогов в определенной последовательности.
Теме ритмичности в литературе посвящено много исследований. Цитаты «классиков» учат правильно работать с прозой, уделять структуре текста особое внимание.
Рассуждения Константина Паустовского о ритме в текстах:
Яркая демонстрация ритма текста из книги «1985» – пример от Гари Провоста:
Собственно, на этой цитате можно и закончить изучение ритмичности текста. Все уже понятно и без дополнительных комментариев. Чередуйте фразы по длине, избегайте монотонности, добивайтесь гармоничной структуры, и наступит счастье.
Но все же давайте остановимся на технических моментах создания ритмичного текста. Ведь лучшее понимание материала поможет выйти за рамки механического подхода и научит писать, действительно, классные статьи.
Структура ритмичного текста
Слоги, слова и предложения задают ритм. Их правильное чередование позволяет писать настоящие шедевры – как поэтические, так и в прозе. И речь не только о художественной литературе. Кроме того, на темп текста влияет симметричность и структура строк, их длина.
Что поможет хорошему автору в создании читабельного текста:
- «Рваный ритм». Пример рваного ритма представлен как раз в цитате из книги «1985» и демонстрирует нам, как именно надо чередовать предложения.
- Ударные слова. Ударные слова – точки перемены ритма. Запоминаются на уровне эмоций и подсознания, так как именно их в тексте мы всегда выделяем интонационно.
- Контроль «воды», «канцелярщины». В бессмысленных словах вязнет сознание. Читать и понимать текст сложно.
- «Тире». Этот знак препинания лучше всего воспринимается при чтении и потому отлично подходит для разбивки протяженных предложений. С помощью тире удобно создавать точки симметрии в предложении и выделять акценты.
- Чередование абзацев. Абзацы разной длины также регулируют темп текста.
- «Микровзрывы». Под этим термином понимают цитаты, выделенные информационные блоки, абзацы из одного слова. Любой контент, визуально выделяющийся из массива текста, привлекает внимание читателя и заставляет сосредоточиться на материале.
«Рваный ритм»: как чередовать предложения
Держать читателя в тонусе помогает переменчивость предложений. Длинных. Средних. Коротких.
Для понимания:
- Длинные предложения – более 10 слов.
- Средние строки – 5-10 слов.
- Короткие фразы – 1-4 слова.
Оптимальный ритм у каждого автора свое. Но есть несколько рекомендованных схем:
- не более трех предложений одной группы подряд;
- два длинных предложения, короткое, очень короткое.
Правила создания ритмичного текста
Из всего перечисленного выше выделю три важных совета по структуре текста:
- Чередование предложений разной длины по любой удобной схеме.
- Списки – обязательно. Нумерованные и маркированные перечисления не только улучшают структуру текста, но и служат теми необходимыми ударными точками, которые читатель воспринимает лучше всего. Стандартная структура списка: слово-акцент и четкая расшифровка.
- Подзаголовки. Точки разрыва текста. Служат для структурирования материала и «пробуждения» читателя при изучении длинных текстов.
Ритм без ритма
Не все авторы следуют рекомендациям о «правильном» темпе текста. Но это не мешает им создавать настоящие шедевры – отличные статьи и величайшие художественные произведения. Подозреваю, что Л.Н. Толстой даже не думал о «длинных-коротких-очень коротких» предложениях, но его «Война и Мир» – все равно классика. В чем же дело?
Дело в том, что ритм – это не только чередование предложений, абзацев и акцентов в тексте, это еще и правильная последовательность слогов. Да, как в стихах. Но поэтам проще. Строфы в поэтических произведениях имеют небольшую длину и для поддержания нужного темпа усилия нужны небольшие.
С прозой сложнее.
Тут важно иметь языковое чутье и хороший ритмический слух. Уметь слышать ударные слоги. Талант необходим тоже, но в минимальной степени. В создании хорошего контента помогут:
- книги хороших авторов – чтение классики развивает языковое чутье;
- чтение собственных статей вслух – сразу находятся неудачные предложения, сбитый ритм, перегруженные фразы;
- создание собственных дисциплинарных рамок – Сергей Довлатов, например, следовал правилу «в предложении каждое слово начинается с другой буквы».
Интересна выдержка из письма самого Довлатова на эту тему:
Подводим итоги: текст не должен быть монотонным, непрерывным, долгим. В нем должен присутствовать ритм, но автор вправе сам выбирать способ подачи материала. Структура помогает следовать ритму, создает точки интонационного разрыва.
Собственно, всё.