Создание продающих текстов требует все большего профессионализма. Уже мало просто грамотно описать преимущества товара и в конце воскликнуть «Купи!», нужно замотивировать клиента на действие. Грубые призывы работают все реже – копирайтеры изучают маркетинг, психологию влияния, рекламные алгоритмы. И, конечно, применяют полученные знания в работе. Один из способов убедить потенциального клиента принять правильное решение – триггеры. Триггеры в копирайтинге – набор психологических крючков, которые запускают определенные последовательности в глубинных слоях подсознания.
Почему триггеры работают
Триггеры работают потому, что являются ключами к социальным, финансовым и иным шаблонам. Человек с детства впитывает самую разную информацию, которая формирует поведенческие программы нашей нервной системы.
Самые простые примеры: чистка зубов или езда на машине с механической коробкой передач. Пока мы учимся чему-то, то уделяем этому максимум своего внимание. Но по завершению обучения все делаем «на автомате».
Шаблоны окружают нас повсеместно:
Семья = муж, жена и ребенок.
Китайский товар = низкого качества.
Статус vip = что-то эксклюзивное, дорогое, доступное не каждому человеку.
Образование = садик, школа, ВУЗ.
Шаблоны везде. Часть из них активируется подсознательно, другие можно запустить осознанно правильно подобранными фразами, ситуациями, историями. И для этого как раз и используются в копирайтинге триггеры.
Самые популярные триггеры в копирайтинге
Теме триггеров посвящено много работ известных авторов. Копирайтерам полезно познакомиться со следующими трудами:
- Чалдини Роберт Б. «Психология влияния».
- Ноа Гольдштейн, Стив Мартин, Чалдини Роберт Б. «Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным».
- Джозеф Шугерман. «Искусство создания рекламных текстов».
Авторы каждого произведения в той или иной степени раскрывают секреты нашего подсознания и подсказывают, как словом можно убедить человека совершить некое действие.
Среди рекомендованных ими приемов перечислены:
- Предубеждение.
- Социальное влияние.
- Благодарность.
- Уникальность.
- Изменение цены.
- Новинки.
Предубеждение
Один из триггеров предубеждения уже упоминался. Имя ему «китайское качество». Так как поставки в страны СНГ из Китая никогда не отличались совершенством, в народе выработался стереотип «Китай = плохо».
Так, многие страны и бренды стали синонимами чего-то определенного:
- Итальянская мода = лучшие тренды мировых подиумов.
- Швейцарские банки = самые надежные.
Используя сравнения и избегая негативных формулировок, можно сформировать о товаре практически любое мнение.
Социальное влияние: отзывы, авторитеты, экспертность
Большинство из нас считает, что мнения авторитетных людей заслуживают доверия. Также мы думаем, что много положительных отзывов свидетельствуют о высоком качестве товара или услуги.
Эти особенности – цифры статистики, имена знаменитостей, количество благодарных клиентов – формируют доверие у потенциальных клиентов, стимулируя их совершить заказ.
Благодарность: демо-версии, бесплатные образцы, подарки, скидки
Этот триггер в копирайтинге еще называют триггером «взаимного обмена». Он приобретает все большую популярность, так как работает практически безукоризненно.
Принцип его влияния прост: когда человек что-то получает бесплатно, в нем формируется внутреннее чувство вины и желание оказать ответную услугу дарителю.
Именно поэтому в коучинге сегодня активно учат последовательности: бесплатный семинар – обещания – платный семинар – подарок или бонус к следующему семинару.
И работает же. Достаточно оценить, сколько в социальных сетях призывов получить бесплатный урок или поучаствовать в игре. Но, вписавшись в проект, клиент неизменно узнает, что все «фишки» в платном курсе. И покупает его.
Уникальность как подарок
Возможность выделиться среди других нередко толкает людей на нестандартные решения. И эту особенность активно используют копирайтеры, формируя триггеры уникальность:
- «только для Вас»;
- «закрытая распродажа»;
- «для владельцев vip-аккаунтов»;
- «ограниченное предложение».
Эксклюзивность манит, и это позволяет не только продавать товар, но и зарабатывать на этом неплохие деньги.
Конечно, сегодня приходится экспериментировать с уникальностью, так как «ограниченных предложений» на рынке все больше. Но решение можно найти всегда.
Вариативность цен: каждый выбирает «по себе»
Отличная стратегия привлечения покупателей и достойный психологический триггер – выбор цены. Пакетных предложений с разным количеством услуг все больше. Почему? Потому что это работает.
Кто-то сравнит все цены и выберет дешевый вариант, думая, что классно сэкономил.
Другой приобретет индивидуальный подход и особые условия, выложив за это сумму в 2-3 раза больше.
Новинки – сочетание несколько триггеров в одном
Продажа новинок, как показал опыт Apple, это сразу охота за несколькими зайцами:
- уникальность – «я покупаю это первым»;
- экспертность – «столько людей хвалит, что нужно купить»;
- обновление – «в моей жизни что-то меняется, и это отлично».
Новинка – мощный триггер в копирайтинге и психологии. Объясняется просто – все любят новые вещи. Более того, любые положительные обновления в жизни вызывают выработку «гормонов счастья», что дополнительно стимулирует центры удовольствия.
Опасность триггеров в копирайтинге
Опасность использования психологических триггеров в текстах одна – излишнее давление, избыточная манипуляция. Это значит:
- не нужно использовать все известные триггеры;
- триггеры должны быть обоснованы;
- описанные характеристики не должны приносить вреда.
В комментариях можно оставить триггеры, которые нравятся и используются именно Вами.
Согласна, каждый выполняет свою работу. Если я не уверена в качестве рекламируемого продукта, я откажусь. Понимаю, что это не профессионально, но не смогу перешагнуть через свои нравственные установки…
Некоторые триггеры уже действуют наоборот, отталкивая покупателя. Потому что стали набившими оскомину шаблонами…
Но все же триггеры — волшебная палочка копирайтера 🙂
Допустим, вы не уверены в качестве рекламируемого продукта, тех свойствах, которые указали. Триггерами вы пытаетесь привлечь внимание клиента, поменять решение о покупке. Что произойдёт? Люди могут отравиться, покрыться сыпью или сломать новую электронику.
Ну, собственно, бывает и так, если судить по сторонним рекламным кампаниям и судам с ведущими фирмами мира.
Если уж McDonald`s периодически выплачивает компенсации за ожирение любителей фаст-фуда, что уж говорить о менее известных продуктах. Задача продавцов, копирайтеров и маркетологов — продать; потребителя — взвесить все риски и обстоятельства и принять решение о покупке. Каждый делает свою работу. ))))